Подросток не слушается. Комментарий для Psychologies

В отношениях между российскими родителями и российскими психологами распространена одна драматичная нестыковка, — считает семейный психолог Петр Дмитриевский. Дело в том, что при грубом делении родители распределяются на две большие группы. В первой группе – родители достаточно авторитарные, мало рефлексирующие о своих стратегиях, склонные придавать грубости сакральный смысл: «И со мной так родители обращались – и ничего, вырос нормальным человеком!» Такие родители не ходят на консультации и не склонны покупать книжки по воспитанию детей. Родители из второй группы, напротив, очень много думают о правильном воспитании и очень стараются «любить» детей. Нестыковка заключается в том, что психологи пишут книжки и проводят семинары для родителей «авторитарной» категории, а приходят и покупают книжки исключительно родители из второй группы. От этого часто получается не польза, а вред. Родители «второй категории», нуждающиеся в том, чтобы им помогли укрепить родительскую позицию, научиться выдерживать недовольство обнаглевшего ребенка, проявлять дома необходимую власть, вместо этого получают новую порцию информации о том, как им войти в положение сына или дочери, развить «активное слушание» и еще лучше «понять и простить».

В этом смысле мне показались очень важными отзывы на программу «Позитивной дисциплины». Судя по всему, в ней хорошо сбалансирована теплая, «сердечная» часть с требованиями и границами, в которых подросток также сильно нуждается. Конечно, с некоторыми четкими границами подросток столкнется, даже если вырастает с предельно мягкими родителями. Если он совсем пойдет вразнос, физические законы нашей планеты и полиция дадут ему почувствовать, что границы существуют и что управлять своим поведением ему все же придется учиться. Однако часть такой воспитательной работы подросток вполне может пройти и в семье. Обратите внимание, что помимо «выявления того, что стоит за неприемлемым поведением», помимо «учета потребностей» ребенка, в программе также идет речь и о заключении договора, и о контроле за выполнением договоренностей, и об ответственности сторон. Это – трудная, неблагодарная, но очень важная часть работы взрослых.

В российских реалиях много внимания установлению границ с подростками уделяли психологи некоммерческого партнерства «Перекресток-Плюс», в команде которого мне довелось поработать. Этот опыт, сочетающий и уважение, и границы был собран и сформулирован в методическом пособии для родителей «Подросток в семье. Успешные переговоры».

По прочтении отзывов о программе хочется также напомнить родителям о тайне человеческой души, о тайне выборов, которые совершает человек. Бывают ситуации, когда дети не выходят из своих окопов не потому, что вы недостаточно хорошо освоили технику «активного слушания».  Некоторые подростки обладают такой мощной психологической мускулатурой и могут так убежденно верить в то, что весь мир обязан им подчиняться, что они выбирают не идти навстречу даже очень грамотным и очень понимающим родителям. Таким подросткам для обретения трезвомыслия и обучения управлению собой иногда необходимы более крепкие «спарринг-партнеры», чем их собственные родители (физические законы, полиция и т.д.).

Комментарий опубликован к журнале Psychologies, декабрь 2016 г.