Подростки и призвание

«Подростки мало рассуждают про призвание, чаще — про карьеру»
Психолог Петр Дмитриевский для журнала «Большой город» №13/325 (2013 г.)

Мы имеем дело с несоответствием ожиданий от подростка и его реальных возможностей. Сегодня эта проблема становится острее. Скажем, результаты ЕГЭ сильно ограничивают или расширяют возможности. Если раньше можно было плохо закончить школу, но, позанимавшись с репетиторами, поступить в какой-то хороший вуз, то сейчас как ты сдал ЕГЭ, так, собственно, твоя жизнь дальше и складывается. На подростке большой груз ответственности, если он заканчивает 9-й класс и пишет ГИА или заканчивает 11-й класс и пишет ЕГЭ — результаты выпускных экзаменов судьбоноснее, чем лет 5–10 назад.

 

Москва — это город больших возможностей. Здесь сложно быть творческим человеком, творить что-то самостоятельно. Скорее речь идет о выборе — каких-то уже имеющихся шаблонов, которых очень много, но все равно это уже чьи-то идеи и чьи-то шаблоны. Может быть, в этом есть некоторая сложность: куда бы ты ни ступил, все равно это какая-то уже имеющаяся дорожка.

Нынешние подростки достаточно прагматично оценивают свое будущее. Я заметил, что не очень много выпускников задумываются о получении удовольствия от работы. Они рассуждают о каких-то шаблонных шагах, например, сначала работать курьером или раздавать флаеры, потом работать в офисе. По моим наблюдениям, они мало размышляют про призвание или про какой-то вид деятельности, который приносил бы радость. Чаще рассуждают практически: как строить свой карьерный рост, исходя из востребованности профессии.