Быть подростку опорой и давать свободу

Быть подростку опорой и давать свободу

Ограждая их от любых опасностей, мы мешаем им взрослеть. Семейный психолог Петр Дмитриевский объясняет, почему необходимо шаг за шагом отпускать детей на свободу – продолжая при этом быть для них опорой.

Psychologies:  Мы любим своего ребенка, беспокоимся за него и стараемся защитить. В чем мы ошибаемся?

Петр Дмитриевский:  Мир – небезопасное место. И задача родителей, оберегая детей, учить их вести себя предусмотрительно и благоразумно. Ребенок должен ясно понимать, что опасно для него и других людей, в чем нужно проявлять осторожность. Но иногда наши любовь и страх приводят к тому, что мы слишком над ребенком хлопочем, предугадываем его малейшее желание, осыпаем советами в духе «не делай того, не делай этого». И он начинает ценить безопасность гораздо больше, чем, например, радость общения, а его любопытство угасает. Ребенок перестает обращать внимание на то, что ему действительно интересно, и вырастает сверхосторожным и застенчивым человеком. Или наоборот, из чувства протеста или желания испытать себя может впасть в другую крайность и перестать обращать внимание даже на разумные требования безопасности, броситься в рискованные эксперименты вроде хождения по краю крыш, или свяжется с опасной компанией…

Читать далее

Проблемы у ребенка в летнем лагере

Делюсь своими соображениями в журнале «Милосердие» о том, что делать ребенку и родителям, если возникли проблемы в летнем лагере.

Рекомендации семейного психолога, директора Приходского подросткового лагеря Храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва) Петра Дмитриевского по различным проблемным ситуациям.

Ситуация: у ребенка не получается подружиться, установить контакт, ходит одиночкой. Никто не травит, но нет приятеля, он особняком и ему грустно, он хочет общаться, дома, в школе он был общительный, а тут не получилось влиться в коллектив, как ему быть? Как ему помочь?
Важно понимать, что лагерь — это искусственно созданный коллектив, в котором дети объединены по некоторому формальному признаку, например, возраст. Механизмы выстраивания отношений в искусственно созданных коллективах (школа, лагерь) коренным образом отличаются от добровольных групп, созданных вокруг общего интереса (кружок, секция). Атмосфера в лагере на 100% зависит от работы взрослых: организаторов, авторов программы, педагогов, вожатых. К примеру, в нашем лагере в первые три дня практически нет «неорганизованного» свободного времени: подростки весь день интенсивно вовлечены в различные формы взаимодействия. Если взрослые пускают групповые динамические процессы в лагере на самотек, обязательно будут эпизоды травли, изгойство, враждующие кланы.

Читать далее

Зависимость подростка от компьютера

Зависимость от компьютера: что делать?

Зависимость от компьютера. Наверное, эта одна из самых острых проблем, возникших за последние годы. Зависимость от игр и соцсетей, навязчивое желание снова и снова проверять почту или просматривать новости… Мы не можем отменить  компьютер раз и навсегда (как отказываются от наркотиков те, кто принял серьезно решение изменить свою жизнь), поскольку он, как минимум, необходим на работе — да и во внерабочей жизни, честно говоря, тоже. Но и сохранять контроль и автономию нам тоже не всегда удается. Перед лицом компьютерной зависимости особенно уязвимыми оказываются дети и подростки. В связи с этим я решила поделиться некоторыми соображениями, изложенными психологом Петром Дмитриевским в своем недавнем вебинаре на данную тему. Надеюсь, они окажутся вам полезными.

Читать далее

Подросток и интернет. Рекомендации для родителей

Центр «Перекресток» выпустил книгу:

Богомолов В., Дмитриевский П., Завалишина М., Милованова Е. Подросток и интернет. Рекомендации для родителей.

Содержание методического пособия.

I.    Интернет
Социальные сети
Блоги
Игры
Звонки и переписка
Поиск информации
Творчество
II.   Что получает в компьютере подросток
III.  Человек меняется
Изменения внимания и восприятия
Обработка данных
Трудности с ожиданием
Многозадачность
Изменения в особенностях коммуникации
Близость
Темы для обсуждений
Скорость передачи информации
Содержание общения
Повышение психологической грамотности
Распознавание эмоций
Речь
Избегание напряжения
Читать далее

Вышла книга «Групповая работа с подростками».

Дмитриевский П.В., Завалишина М.А., Кондрашкин А.В.,Подушкина Т.Г., Привезенцева А.У. Групповая работа с подростками

Центр Перекресток выпустил книгу «Групповая работа с подростками».

Глава 1. Группа как форма психологической работы…………4
Глава 2. Особенности групповой работы с подростковой аудиторией
Общие особенности динамики подростковых групп
Особенности прохождения стадий групповой динамики в подростковых группах
Задачи групповой работы для подростков разного возраста
Глава 3. Формирование группы
Подходящие и неподходящие для групповой работы запросы
Подбор участников в группу
Собеседование при формировании группы
Глава 4. Взаимодействие с родителями участников группы
Встреча с родителем и подростком после завершения группы
Глава 5. Практические аспекты ведения психологической группы с подростками
Структура занятия
Практические вопросы ведения групп на разных стадиях групповой динамики
Выбор индивидуальной терапевтической стратегии для каждого участника
Типы поведенческих проявлений участников на группе

Читать далее

Подросток в семье: успешные переговоры. Пособие для родителей

Дмитриевский П.В. Подросток в семье: успешные переговоры

 

Центр «Перекресток» выпустил книжку: Дмитриевский П.В. Подросток в семье: успешные переговоры.

1.   Вступление
Некоторые задачи, с которыми сталкиваются подростки
2.  Общий алгоритм
3.  Достижение договоренностей
4.  Если ничего не помогает
а) Непереносимость для родителей переживаний страха, вины и стыда.
б) Нереалистичность правила
в) Неубедительность последствий
г) Системная сложность. Скандал с помощью срыва договоренностей как форма близости
5. Заключение

Купить книгу можно здесь: Книги по психологии Nikbook.ru (На сегодняшний день тираж выкуплен и ожидается новый тираж.)

Текст этого методического пособия был включен в качестве отдельной главы в книгу «Душа вашего подростка» (Издательство «Никея»). Ее можно купить здесь.

0e4ec080e94577d96de72975ab0ccc13

Договориться с мамой

Комментарий для Cosmopolitan Психология

Договориться с мамой, если позиции не совпадают – задачка крайне сложная. Мамы хорошо нас знают, а значит в курсе всех наших слабых мест и нужных кнопочек. Кроме того, мамы хорошо помнят нас во младенчестве, когда их жизненный опыт и помощь были и в самом деле жизненно необходимы, да и вообще прекрасно понимают, что без них не было бы и нас.

Договориться с мамой.

(Комментарий для журнала «Cosmopolitan Психология»)

Читать далее

Типичные проблемы воспитания подростков

Материал в газете «Аргументы и Факты» (№44, 2012 г.)

Почему дети огрызаются, не слушаются, общаются только с компьютером и даже совершают самоубийства?
Жалобы родителей разбирает Пётр Дмитриевский, психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекрёсток» Московского городского психолого-педагогиче­ского университета.

Читать далее

Конфликты у ребенка в школе. Что делать?

Как договариваться с подростками и разрешать конфликты в школе.

Материал для приложения к газете «Аргументы и Факты» «СТОЛИЧНОСТЬ» (октябрь 2012 г.)

Школьники-подростки — самая сложная и неудобная аудитория для учителей. Помните «Ералаш» под названием «Сорок чертей и одна зелёная муха» с Геннадием Хазановым в роли учителя-новичка, которого директор школы отправляет в класс отъявленных хулиганов? Педагог сумел найти творческий выход из ситуации. Он завоевал авторитет у буянов, когда превзошёл их в умении стрелять из рогатки, попав в муху. Но в реальности далеко не у всех педагогов есть силы и желание на поиск такого креатива в разрешении конфликтных ситуаций. Да и не всегда правильно бороться с учениками их же методами.

Читать далее

Что делать, если у ребенка плохие оценки в школе?

Ответ на вопрос в газете «Аргументы и Факты» (№43, 2012 г.)

Если в школе у ребёнка плохие оценки, то на нём все учителя ставят крест, и он из своих «троек»-«двоек» уже не выползает, даже если хочет. Но разве это правильно?
М. Плаксина, Липецк

Отвечает Пётр Дмитриевский, психолог Центра социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекрёсток» при МГППУ Читать далее