Как стать смелее

Как преодолеть робость и стать смелее. Интервью в Аиф.

АиФ: Почему человек волнуется и стесняется? Каковы основные причины?

Петр Дмитриевский: Если волнение и стеснение работают правильно, они выполняют важные функции в регулировании поведения. Волнение заставляет человека мобилизоваться перед ответственным событием и быть внимательным. Стеснение, смущение замедляет человека, также заставляет быть аккуратным, оберегает нас от опрометчивых действий. Эти приостанавливающие активность переживания балансируются с другой стороны эмоциями, подталкивающими к действию: интерес, любопытство, азарт, гнев.

Плохо, когда перестает работать один из полюсов. Либо человек становится настолько застенчивым, что не может и шагу ступить, либо, наоборот, разучается себя как-то сдерживать, регулировать и разворачивает вовне любое действие, которое ему взбрело в голову.

Читать далее

Подросток не слушается. Комментарий для Psychologies

В отношениях между российскими родителями и российскими психологами распространена одна драматичная нестыковка, — считает семейный психолог Петр Дмитриевский. Дело в том, что при грубом делении родители распределяются на две большие группы. В первой группе – родители достаточно авторитарные, мало рефлексирующие о своих стратегиях, склонные придавать грубости сакральный смысл: «И со мной так родители обращались – и ничего, вырос нормальным человеком!» Такие родители не ходят на консультации и не склонны покупать книжки по воспитанию детей. Родители из второй группы, напротив, очень много думают о правильном воспитании и очень стараются «любить» детей. Нестыковка заключается в том, что психологи пишут книжки и проводят семинары для родителей «авторитарной» категории, а приходят и покупают книжки исключительно родители из второй группы. От этого часто получается не польза, а вред. Родители «второй категории», нуждающиеся в том, чтобы им помогли укрепить родительскую позицию, научиться выдерживать недовольство обнаглевшего ребенка, проявлять дома необходимую власть, вместо этого получают новую порцию информации о том, как им войти в положение сына или дочери, развить «активное слушание» и еще лучше «понять и простить». Читать далее

Подружить ребенка с новым мужем. Ребенок ссорится с отчимом.

Подружить ребенка с новым мужем. Ребенок ссорится с отчимом.

Комментарий семейного психолога Петра Дмитриевского для журнала «Кроха и я», декабрь 2015 г.

В большинстве случаев после развода дети остаются жить с матерью. Часто знакомство с отчимом происходит в доме, где дети проживают. Кроме того, связь ребенка с матерью особенно интенсивна. Даже по отношению к родному отцу дети испытывают конкуренцию, что уж говорить о неродном! Вот почему сближение нового избранника с детьми женщине нужно организовывать постепенно, с уважением и терпением отнесясь к темпу, на который согласен ребенок. Сначала нужно попробовать оставить их наедине в комнате, затем, если все прошло более менее гладко, организовать совместный выезд на природу. Только после нескольких таких поездок может идти речь о переезде под одну крышу. Читать далее

Надежды, с которыми лучше расстаться.

Надежды, с которыми лучше расстаться.

На консультацию приходят люди, желающие что-то изменить в своей жизни. Часть этих надежд, оказываются, на мой взгляд, вполне реалистичными, и мы вместе с клиентом исследуем, как достичь намеченной цели и что мешает на этом пути. Однако часть этих надежд относятся к категории несбыточных, и чем больше в этих направлениях человек будет стараться, тем  больше в его жизни будет отчаяния, стыда и злости.  Задачей психолога в таких случаях становится не брать на себя роль волшебника, а вместе с клиентом назвать вещи своими именами и погрустить о том, что некоторым нашим надеждам не суждено сбыться никогда. Ниже я приведу несколько примеров таких сладких, влекущих, но нереалистичных надежд.

«Для моих близких мои интересы важнее, чем их собственные».

Жертвующая ради своего ребенка временем, сном, интересами мама чрезвычайно важна в первые месяцы жизни младенца. Без такой вовлеченной матери ребенку не выжить. Однако этот младенческий опыт иногда переносится и во взрослую жизнь, и тогда все существование человека оказывается наполненным разъедающей обидой и злобным негодованием на окружающих людей, которые и правда часто проявляют беспечность, равнодушие, глупость. Если провести трудную внутреннюю работу по расставанию с этим мифом и согласиться с тем, что единственный в мире человек, которому я, действительно, бескорыстно дорог — это я сам, то невнимательность со стороны близких перестанет казаться ужасным предательством, а неожиданные проявления поддержки и симпатии в наш адрес мы будем воспринимать как подарки судьбы.

«В любой ситуации должно быть решение, не причиняющее боли ее участникам». Читать далее

Как сохранить счастливую семью? Советы психолога

Как сохранить счастливую семью? Советы психолога. Интервью «Аргументам и Фактам».

Большинство женщин предпочитает мужчин с низкими голосами — но вовсе не для семейных отношений, утверждают исследователи из канадского Университета Макмастера. Но если не голос, то что всё-таки главное для создания счастливой семьи — рассуждает психолог Пётр Дмитриевский.

Число разводов растёт. Почему современные люди не уживаются вместе?

Сегодня сильно ослабли и внутренние, и внешние стимулы удерживаться в браке. Еще век назад необходимость совместного ведения быта была одним из сильных внешних стимулов. Сейчас, с развитой инфраструктурой прачечных, доставок пиццы, автосервисов, детских садов и прочих услуг и мужчины, и женщины оказываются вполне в состоянии жить удобной жизнью, не объединяясь в семью. Кроме того, сейчас развод практически не приводят к каким-либо рискам для карьерного роста и развития: не нужно отчитываться о своей личной жизни ни перед парткомом, ни перед Церковью. Читать далее

Как сохранить живую страсть

Комментарий в журнале Psychologies

Можно ли сделать так, чтобы и через много лет после первой встречи наши чувства по-прежнему наполняла та окрыляющая увлеченность, с которой все начиналось?

 

Отношения в паре этот «проект», в котором радость и боль, легкость и усилия сложным образом перемешаны. Похоже, первоначальный период влюбленности – это такой хитрый ход, который придумала природа, чтобы подтолкнуть людей к столь противоречивому шагу: объединению двух жизней.

Читать далее

Быть подростку опорой и давать свободу

Быть подростку опорой и давать свободу

Ограждая их от любых опасностей, мы мешаем им взрослеть. Семейный психолог Петр Дмитриевский объясняет, почему необходимо шаг за шагом отпускать детей на свободу – продолжая при этом быть для них опорой.

Psychologies:  Мы любим своего ребенка, беспокоимся за него и стараемся защитить. В чем мы ошибаемся?

Петр Дмитриевский:  Мир – небезопасное место. И задача родителей, оберегая детей, учить их вести себя предусмотрительно и благоразумно. Ребенок должен ясно понимать, что опасно для него и других людей, в чем нужно проявлять осторожность. Но иногда наши любовь и страх приводят к тому, что мы слишком над ребенком хлопочем, предугадываем его малейшее желание, осыпаем советами в духе «не делай того, не делай этого». И он начинает ценить безопасность гораздо больше, чем, например, радость общения, а его любопытство угасает. Ребенок перестает обращать внимание на то, что ему действительно интересно, и вырастает сверхосторожным и застенчивым человеком. Или наоборот, из чувства протеста или желания испытать себя может впасть в другую крайность и перестать обращать внимание даже на разумные требования безопасности, броситься в рискованные эксперименты вроде хождения по краю крыш, или свяжется с опасной компанией…

Читать далее

Проблемы у ребенка в летнем лагере

Делюсь своими соображениями в журнале «Милосердие» о том, что делать ребенку и родителям, если возникли проблемы в летнем лагере.

Рекомендации семейного психолога, директора Приходского подросткового лагеря Храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине (Москва) Петра Дмитриевского по различным проблемным ситуациям.

Ситуация: у ребенка не получается подружиться, установить контакт, ходит одиночкой. Никто не травит, но нет приятеля, он особняком и ему грустно, он хочет общаться, дома, в школе он был общительный, а тут не получилось влиться в коллектив, как ему быть? Как ему помочь?
Важно понимать, что лагерь — это искусственно созданный коллектив, в котором дети объединены по некоторому формальному признаку, например, возраст. Механизмы выстраивания отношений в искусственно созданных коллективах (школа, лагерь) коренным образом отличаются от добровольных групп, созданных вокруг общего интереса (кружок, секция). Атмосфера в лагере на 100% зависит от работы взрослых: организаторов, авторов программы, педагогов, вожатых. К примеру, в нашем лагере в первые три дня практически нет «неорганизованного» свободного времени: подростки весь день интенсивно вовлечены в различные формы взаимодействия. Если взрослые пускают групповые динамические процессы в лагере на самотек, обязательно будут эпизоды травли, изгойство, враждующие кланы.

Читать далее

Подросток и интернет. Рекомендации для родителей

Центр «Перекресток» выпустил книгу:

Богомолов В., Дмитриевский П., Завалишина М., Милованова Е. Подросток и интернет. Рекомендации для родителей.

Содержание методического пособия.

I.    Интернет
Социальные сети
Блоги
Игры
Звонки и переписка
Поиск информации
Творчество
II.   Что получает в компьютере подросток
III.  Человек меняется
Изменения внимания и восприятия
Обработка данных
Трудности с ожиданием
Многозадачность
Изменения в особенностях коммуникации
Близость
Темы для обсуждений
Скорость передачи информации
Содержание общения
Повышение психологической грамотности
Распознавание эмоций
Речь
Избегание напряжения
Читать далее

Вышла книга «Групповая работа с подростками».

Дмитриевский П.В., Завалишина М.А., Кондрашкин А.В.,Подушкина Т.Г., Привезенцева А.У. Групповая работа с подростками

Центр Перекресток выпустил книгу «Групповая работа с подростками».

Глава 1. Группа как форма психологической работы…………4
Глава 2. Особенности групповой работы с подростковой аудиторией
Общие особенности динамики подростковых групп
Особенности прохождения стадий групповой динамики в подростковых группах
Задачи групповой работы для подростков разного возраста
Глава 3. Формирование группы
Подходящие и неподходящие для групповой работы запросы
Подбор участников в группу
Собеседование при формировании группы
Глава 4. Взаимодействие с родителями участников группы
Встреча с родителем и подростком после завершения группы
Глава 5. Практические аспекты ведения психологической группы с подростками
Структура занятия
Практические вопросы ведения групп на разных стадиях групповой динамики
Выбор индивидуальной терапевтической стратегии для каждого участника
Типы поведенческих проявлений участников на группе

Читать далее